От игры к науке: как мы реализуем STEM-подход в дошкольном отделении

27.07.2023 640

STEM-подход в обучении внедрен и используется во многих частных и государственных образовательных учреждениях. Он является одним из инструментов трансформации образования, в основе подхода — проектная форма организации образовательного процесса, межпредметный характер обучения и синтез математики, логики, конструирования и технологии — предметов, которые являются ключевыми для подготовки инженера или специалиста по прикладным научным исследованиям. Кроме того, для занятий используются различные технологические образовательные инструменты. 

О том, как реализован STEM подход в обучении дошкольников, какие навыки получают юные студенты на занятиях и какие современные инструменты для них используются рассказывает руководитель дошкольного отделения Сожида Басирова.

В этом году программа обучения STEM была пересмотрена — в нее была введена работа с роботами и умными игрушками, которые необходимо программировать на элементарном уровне. Дети достаточно быстро осваивают конструирование, поэтому необходимо искать новые подходы, чтобы поддерживать мотивацию к обучению.

Для младших ребят мы ведем занятия с интерактивным полом Magium. Такие игровые занятия проводятся по общеобразовательным предметам: обучение грамоте, математике и другим. Стараемся находить возможности, чтобы внедрять в программу задания также и для исследований. Например, в этом году ребята изучили большой блок по профессиям. Обучение в таком формате — это большой плюс. Если ребенок ответил неверно, то ошибка не воспринимается так серьезно и переносится легче.

DSC04609

Старшие и подготовительные группы проходят обучение по конструированию с базовым программированием и различными умными роботами и игрушками (роботы Ozobot, пчелки Bee-Bot, робомышка Колби). Для дошкольников программирование достаточно сложная задача. Например, для построения маршрута движения до заданной точки для робота-пчелки или робомышки Колби ребята должны сначала просчитать логику маршрута, понять и представить, сколько клеток задать вперед, как и куда повернуть. После того, как алгоритм задан, студенты проверяют его и если что-то пошло не так, необходимо найти ошибку и исправить её.

Такие задания позволяют развивать и закреплять математические знания, логическое мышление, внимание и ориентирование в пространстве. Чаще всего ребята работают в парах или в мини-группах. Таким образом, мы стараемся развивать коммуникативные навыки, когда ребятам необходимо договориться и услышать друг друга.

Говоря об отметках, мне, как педагогу, нравится, что у меня есть такие инструменты, которые позволяют не вешать ярлыков и не давать оценок детям

Когда студенты спрашивают: «А правильно ли я сделал?», я говорю ребенку: «Не знаю, пчелка тебя проверит» или «Ozobot сейчас покажет, правильно ли выполнено твое задание». Потому что в итоге получается более самостоятельная работа, где ребенок сам увидел ошибки, а мы лишь направляем его. Потом, конечно, мы вместе анализируем, все ли получилось у ребёнка, над чем надо еще поработать, где была ошибка.

Ozobot
Ozobot 2

На программе STEM мы работаем не только с условно техническими задачами, но и изучаем окружающий мир. Например, мы учимся составлять слоги и считать, ищем персонажей сказок, отгадываем загадки. Постепенно усложняем задания. Также мы работаем с учебно-инженерным комплексом «Первые шаги», в котором есть инструкция, по которой сначала нужно собрать своего робота, а уже после приступать к заданию и программированию. Работать с инструкцией — тоже важный навык, который позволяет улучшить навыки самоорганизации. Ребятам нужно быть внимательными, сосредоточенными и последовательными, чтобы не пропустить шаги и не ошибиться.

Мы также работаем с наборами и для обычного конструирования. Их мы используем в исследовательской деятельности. Например, изучая тему «Искусство», ребята собирали устройство, которое перевозит картины от художников мультимедийной галереи. Сначала мы обсуждаем условия, что это за устройство может быть, дальше они строят модели и представляют перед публикой. 

Кстати, презентация собранных роботов или моделей — еще одна из обязательных составляющих занятия. Так мы учим ребят ещё одному важному навыку — навыку самопрезентации, чтобы придя в школу, дети не боялись публики и выступлений и лучше могли рассказать о проделанной работе. 

Дети уже сейчас идут на голову впереди нас. И я считаю, что моя задача создать им условия для развития и поддерживать эту образовательную среду.

Выпуск этого года уже понимает, что такое программирование, операции блоков и действий, без труда составляет цепочку программирования. Ребенок знает: если он не поставил блок включения мотора, то вся дальнейшая цепочка у него работать не будет. Кроме этого, они активно проявляют инициативу к созданию собственных изобретений и меня, конечно, это очень радует. Когда я озвучиваю на занятиях задание, ребята спрашивают: «А можно мы выполним задание, а потом что-то своё сделаем?» 

Здорово, что есть это желание собрать своё, запустить, проверить. И даже если что-то пошло не так, они могут посмеяться над этим, вернуться и доработать свое изобретение. Поэтому когда наши студенты выпускаются из детского сада, мы видим, что у них есть желание экспериментировать и конструировать. Они стремятся к лучшему, проявляют интерес к получению нового продукта. Мы учим их не бояться, поэтому я часто говорю им: «Пробуйте. Даже если вам кто-то скажет, что идея неправильная или плохая. Вы же учитесь в Гимназии Сколково, вы будущие изобретатели и инноваторы». И на самом деле я верю, что если в 6 лет ребенок может придумать свою модель, запрограммировать ее и запустить, то в 16, скорее всего, этот ребенок будет делать какие-то очень серьезные проекты. Главное в них это развивать и поддерживать.