Оцениваем, чтобы развивать

16.01.2024 317

Недавно родители студентов Гимназии получили Progress Report — подробный отчет о достижениях студентов, который готовят учителя и наставники классов в конце первого и второго полугодий. Туда мы также вносим рекомендации для самостоятельной работы студента и построения его образовательного маршрута.

В ноябре 2023 года Политика оценивания Гимназии значительно расширилась и описывает теперь не только общие положения, но и порядок и организацию текущего и итогового оцениваний, количество работ текущего оценивания, оценки, которые учитываются при выставлении итоговой оценки, условия пересдачи в случае неаттестации, оценивание курсов по выбору, оценивание достижений студентов при переходе на следующий образовательный уровень и многое другое.

Цель Политики — привести к единообразию действия каждого учителя, разъяснить все детали студентам и убрать «серые зоны», чтобы сделать систему оценивания понятной и прозрачной для всех. Подробнее об оценивании в Гимназии мы поговорили с Еленой Александровной Андреевой, руководителем программы основного общего образования, координатором MYP.

Оценивание в Гимназии отличается от оценивания в любой другой средней школе. Какие существуют ключевые параметры и особенности оценивания в основной школе Гимназии?

Оценивание — неотъемлемая часть любого уровня образования, и основная школа не исключение. Если мы говорим про оценивание именно в основной школе для студентов 5—9 классов, то оно имеет свои особенности, потому что здесь нужно хорошо разбираться, для чего мы используем оценивание и как развиваем потенциал студента благодаря оцениванию. 

На уровне основной школы главная цель оценивания — это понять, насколько каждый студент выполняет тот стандарт качества, который заложен в учебной программе. Объективному и прозрачному оцениванию очень помогает критериальная система. 

DSC07387

Что из себя представляет система критериального оценивания? В каждой предметной области есть набор критериев, которые характеризуют возможный уровень достижений студента. Учителю это дает возможность понять, насколько успешен ученик в рамках определенного предмета. 

Например, в предметной области «Язык и литература» по критерию А: «Анализ текста» (Analysing) оценивается анализ текста в единстве его формы и содержания, анализ авторской позиции, способов её выражения и воздействия на читателя, умение аргументировать свое мнение, используя убедительные примеры и терминологию, умение находить, интерпретировать и оценивать сходства и различия между текстами в содержательных и жанровом аспектах. 

В предметной области «Математика» по критерию А «Знание и понимание» (Knowing and understanding) оценивается умение студентов подбирать и применять математические методы для решения различных задач, использовать изученные алгоритмы в знакомых и незнакомых ситуациях.

Также критериальное оценивание дает возможность понять, какие у студента есть пробелы, которые необходимо устранить, чтобы выйти на следующий уровень достижений. 

Для родителей это возможность видеть, как идет учебный процесс, чему учится ребенок, какими навыками, умениями, знаниями, компетенциями он должен овладеть на данном этапе обучения и на каком уровне достижений находится в данный момент, есть ли позиции, которые нужно совершенствовать, закреплять, систематизировать. Видеть динамику, прогресс своего ребенка и иметь возможность сравнивать его успехи с предыдущим периодом, знать параметры по которым можно оценить продвижение и результаты, — это, на наш взгляд, ценность для родителя. Чтобы оценить положение дел и качество образовательного результата, знать просто итоговый балл недостаточно. Также отмечу, что преимущество критериальной системы в ее объективности. Если учитель, студент и родитель изначально знают, что будет оцениваться в конце учебного периода, по каким критериям и какой результат ожидается, тогда тревожности меньше. Есть возможность продвигаться в своем темпе к запланированному результату, есть понимание того, к чему стремиться и что необходимо сделать для того, чтобы результат был качественным, чтобы был успех, 

Есть школы, где оценки ставят только в конце триместра или полугодия. А что с периодичностью в Гимназии? Как часто выставляются оценки студентам? 

Система подразумевает два вида оценивания: текущее и итоговое.

DSC07464

Текущее оценивание — это определение текущего уровня знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе. Итоговое оценивание — это определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении блока учебной информации.

В начале учебного года учитель знакомит студентов с графиком проведения итоговых работ (summative assessment) по каждой теме, объясняет формы этих работ, а также критерии оценивания.

Объясняя материал каждой темы, учитель еще раз вместе со студентами актуализирует критерии оценивания предстоящей итоговой работы. Каждая итоговая работа может оцениваться по нескольким критериям оценивания. Оценки, выставленные за итоговые работы, являются основой для определения итоговых оценок по предмету за учебные периоды (триместр и год).

Помимо итогового оценивания существует текущее оценивание (formative assessment), или определение текущего уровня усвоения знаний и развития навыков в процессе повседневной работы в классе и самостоятельной работы.

Текущие оценки выставляются на постоянной основе по определенным правилам, которые зафиксированы в Политике оценивания. Итоговые оценки выставляются по итогам триместров в начальной и основной школе и по итогам полугодий в 10 и 11 классах. 

Мы используем электронную систему Дневник.ру, фиксируем результаты текущего и итогового оценивания по пятибалльной системе. При этом оговорюсь, что критериальное оценивание предполагает 8-балльную систему оценок по каждому оцениваемому критерию. Ребята и родители видят свои итоговые оценки по 8-балльной шкале в Отчете об успеваемости (Progress Report), который заполняется учителями два раза в год. Существует шкала перевода оценок из 8 балльной в 5-балльную систему Поэтому все итоговые оценки в электронном дневнике выставляются в привычной нам всем системе от 2 до 5. 

Выставление оценок за текущие работы происходит практически в ежедневном режиме. Есть обязательные текущие работы (они утверждены на каждой предметной кафедре), и такие работы должны быть оценены обязательно. И даже если студент болел, отсутствовал, нужно работу сдать и получить оценку. В Дневнике.ру фиксируется вид работы, которую выполняет студент, а также за что он получает свою оценку — определена форма работы. 

Поэтому самому студенту и родителям должно быть понятно, за какую работу учитель выставил текущую оценку: за ответ на уроке, лабораторную, творческую, итоговую контрольную работу.

При выставлении итоговой оценки за текущий период вес оценок за работы текущего оценивания составляет 40%. Согласно Политике оценивания количество текущих оценок тоже регламентировано. То есть не может быть меньше трех текущих оценок при выставлении общей итоговой оценки.

Если мы говорим про неудовлетворительную оценку, то здесь обязателен комментарий учителя в электронном дневнике. Именно комментарий учителя призван помочь студенту понять, что именно нужно сделать, чтобы устранить пробелы и улучшить результат. Что касается работ итогового оценивания (итоговые контрольные работы, или ИКР), то они составляют 60% в общей итоговой оценке, выставляемой за учебный период.

Оцениваем, чтобы развивать. Это философия оценивания в Гимназии.