Об адаптации студентов гимназии в первые учебные недели

05.09.2023 585

Первая неделя нового учебного года всегда сложная, особенно для тех ребят, которые приходят учиться в гимназию впервые. Также со стрессом могут столкнуться студенты гимназии, переходящие с одной образовательной ступени на другую. О том, как организована адаптация детей в новых учебных условиях и нуждаются ли в адаптации взрослые, рассказывает Анастасия Михеева, заместитель директора гимназии по сопровождению образовательного процесса.

Безусловно, у гимназии, как у любой школы, есть своя специфика, начиная от организации физического пространства, коммуникации между различными группами детей и взрослых, заканчивая общими традициями и правилами поведения. На привыкание к новым условиям и взрослым, и детям нужно время.

Работа с пространством гимназии — это особая тема, потому что если ребенок пришел из небольшой школы, то для него наши большие площади могут вызвать сложности. И этой историей мы занимаемся отдельно. Квесты, знакомство с педагогами и их кабинетами — обязательная составляющая адаптации младших школьников.

DSC05564

Во-вторых, безусловно, это те правила, по которым живет школа: Кодекс студента, политики школы, правила внутреннего распорядка. Об этом всегда говорят учителя и наставники классов в начале учебного года. При этом проговариваются не только правила школы, но и правила класса. Например, это может касаться формы одежды, празднования дней рождений, коммуникации, порядка урегулирования конфликтов (а они бывают в любой среде) и других локальных моментов, связанных именно с деятельностью класса. 

Следующий этап работы — это адаптация к организации образовательного процесса, системе оценивания, выбору внеурочных курсов и дополнительного образования. Здесь также работает учитель/наставник класса, поясняющий и напоминающий обо всех организационных моментах. 

Очевидно, что моментов, вызывающих необходимость понимания и принятия, много, поэтому в основе нашего подхода — выдержка, спокойствие и терпение.

Об особенностях адаптации детей разного возраста

Безусловно, у нас есть так называемая стартовая диагностика, которую проходят в той или иной форме все ребята, на ее основе мы также можем посмотреть, как проходит адаптация. Но исключить какие-то индивидуальные реакции детей мы не можем. 

У малышей адаптация значительно дольше идет, в силу возрастных особенностей. Поэтому на студентов дошкольного отделения мы смотрим пристально и можем рекомендовать родителям заводить ребят в группу постепенно, на несколько часов в день. У студентов начальной и основной школы скорость адаптации может быть связана с мотивацией. Бывают случаи, когда необходимость обучения в гимназии — это мотивация родителей, а не ребенка, и нам важно отработать этот момент, помочь ребёнку увидеть то хорошее, что он здесь может получить. 

Далее наставнику и курирующему психологу нужно недели две на то, чтобы посмотреть, как идет индивидуальная адаптация у тех, кто пришел к нам впервые и как в целом адаптируется класс, потому что это взаимные процессы. 

В качестве инструментов мониторинга мы используем индивидуальные, групповые и внутриклассные встречи с психологом, кроме того, курирующий класс психолог может зайти на любой урок и посмотреть на то, как ребята себя чувствуют.

DSC05628

Если мы понимаем, что ребенку некомфортно, то к нему обязательно корректно и деликатно подойдёт специалист, который попытается выяснить, все ли в порядке, как у него дела. У нас нет задачи заставить ребенка говорить, но есть задача создать условия и предоставить все возможности для того, чтобы он захотел поговорить, знал, к кому и как обратиться. 

О поддержке родителей и сообщества 

Мы понимаем, что наставник или психолог не может быть на всех уроках и мероприятиях школы, поэтому в процесс адаптации и мониторинга состояния студентов включены по сути все педагоги и персонал гимназии. В этом смысле мы работаем по-настоящему командой и достаточно быстро можем включиться в решение любой ситуации. Для этого есть разные каналы и формы коммуникации: от рабочих чатов, до очных регулярных встреч команд в различных конфигурациях. 

В этом контексте мы не забываем и про развитие персонала, работаем над просвещением и психологической разгрузкой коллег. Безусловно, каждый педагог — профессионал в своем деле, но все мы время от времени нуждаемся в поддержке и дополнительном развитии своих компетенций. 

Мы много занимаемся формированием сообщества, для нас важна коммуникация студентов как в параллели, так и между параллелями. Для этого мы проводим мотивационные игры, психологические тренинги, которые могут быть организованы самостоятельно или могут быть внедрены в урочный план. У нас много волонтеров и тьюторов из числа студентов, помогающих адаптироваться младшим ребятам не только психологически, но и в академическом плане. Помочь с проектом, сложной темой. Были практики, когда ребята вели кружки по шахматам, математике. Все это очень позитивно отражается на нашем психологическом климате. 

Кроме того, для успешной адаптации важна поддержка родителей. Своим позитивным отношением к школе, к процессу обучения они могут поддержать ребёнка. Полезно расспрашивать детей о том, как прошел их день, что нового они узнали, что чувствовали в течение дня. Такая родительская включенность очень важна.

photo_2023-09-07 13.49.24

Но и родители нуждаются в адаптации. В гимназии много цифровых сервисов, внутренних связей и особенностей организации образовательного процесса, и первый месяц мы отводим на ответы на огромное количество поступающих вопросов. Чем развернутее мы на них ответим, тем всем будет проще. 

Критерии успешной адаптации 

Иногда мы наблюдаем такую коллизию у новеньких детей. Ребенок заходит в гимназию с высокими академическими позициями, и в течение месяца, по субъективным ощущениям родителей, его учебная мотивация снижается. Мы называем это побочным продуктом хорошей адаптации. Если ребенок продолжительное время был в состоянии стресса, жесткого порядка и высоких требований, то в гимназии с ее насыщенной средой и демократичной средой обучения фокус ребенка может смещаться на социальные активности и саморефлексию. Такие моменты мы также мониторим, тьюторская команда подхватывает ситуацию и акцентирует внимание на всех образовательных возможностях гимназии: олимпиадах, стажировках, проектных работах. Используя их, ребенок получит еще больше удовольствия от обучения в гимназии. 

Поэтому маркерами успешной адаптации для нас являются мотивация к учебе, внутреннее спокойствие, мотивация и желание делать что-то продуктивное и оставаться в этих стенах максимально долго.