Международная гимназия ИЦ «Сколково»

20.06.2023 307

Семейный кампус — «Международная гимназия инновационного центра Сколково», рассчитанная на 480 детей, и детский сад вместимостью 150 человек — разрабатывался архитекторами: Лютомским Н.В., Драган И. В. Логуновой Т.Ю., Сандомирским Г.С., при участии Коп. Е.Я. 

К началу работы архитекторы уже имели уникальный опыт проектирования учебных заведений в Москве, однако задачи, поставленные при организации первой школы международного стандарта «К 12» (обучение детей дошкольного и школьного возрастав одном здании), продиктовали создание совершенно нового образовательного пространства, архитектура которого должна быть:

— ориентированной на будущее, чтобы обеспечить возможность перераспределения и реконфигурации места;

— смелой — выходить за рамки проверенных технологий и педагогической практики;

— стимулирующей и вдохно­вля­­ющей учащихся и препода­вателей;

— поддерживающей и развивающей потенциал всех учащихся;

— обеспечивающей возможность многофункционального использования пространства, которое должно мотивировать учащихся и содействовать их обучению. 

Особенности архитектуры: коммуникативное пространство и свет 

В основе комплекса лежит арочное покрытие из деревоклеёных конструкций, создающее «агору», которая обеспечивает координацию при входе в школу. Расписание занятий, комнаты для консультаций и стойка регистрации расположены внутри или рядом с этим открытым социальным пространством, соединённым со столовой раздвигающейся перегородкой. 

Большой витраж, ориентированный на запад, позволяет рассеивать дневной свет и освещать это пространство, создавая тёплый, яркий образ. Проведённый wi-fi большой ёмкости означает, что эта зона может быть использована персоналом и учащимися в качестве дополнительной рабочей. На «агору» выходят «школьные улицы», установлена пространственная связь с детским дошкольным учреждением и «улицей» естественно-научной зоны. 

Социальные пространства не требуют различий между типами пользователей. Агора трактуется как пространство общего обучения, рассматривающее персонал и учащихся как соавторов. Создаётся качественное общественное пространство как центральный фокус в здании, которое удовлетворяет потребности всех пользователей — посетителей, сотрудников, учащихся и потенциальных учащихся. Объединение входа со столовой создаёт новый тип пространства школы — коммуникативный. 

Применение большепролётных деревоклеёных конструкций обеспечивает поступление естественного света в здание гимназии. Естественный свет, максимизированный использованием второго света, витражей, окон от пола до потолка в коридорах, открытых на всю высоту здания, — одна из ключевых особенностей данного проекта. 

Рекреационные пространства

Рекреационные пространства имеют несколько масштабов. Каждая учебная зона имеет выход в общественную рекреацию. При этом перед входами в класс устроены небольшие пространства отдыха и сосредоточения. Большие рекреации имеют также выходы на консольно-расположенные уютные зоны-ниши, где могут находиться до 10 школьников, здесь же могут проводиться занятия в неформальной обстановке, учащиеся могут получить доступ к работе в Интернете перед уроком. Учебные улицы, как и всё здание, оснащены беспроводным интернетом, так как в будущем использование мобильных устройств будет ещё более распространено. 

Когнитивная архитектура 

В представленном проекте была сделана попытка формирования когнитивной архитектуры: само пребывание ребёнка в школе призвано влиять на его мироощущение. Архитекторы рассчитывали, что хорошо спроектированные образовательные пространства могут повысить мотивацию школьников и даже повлиять на их способность учиться. По форме классы напоминают соты. Эта форма призвана увеличить площадь стен для временных экспозиций, а за счёт появления в помещении класса разнообразных видовых точек — облегчить ребёнку возможность реагировать на получаемую информацию. Кроме того, шестигранник как основная ячейка — это символ структуры, порядка, полезности и силы.

Находящийся в классе подобной формы ребёнок чувствует себя в центре внимания и максимально сосредотачивается.Современные исследования показывают, что ребёнок, который постоянно заинтересован окружающим его пространством, более позитивно и оптимистично смотрит на мир.

К слову, архитекторам удалось добиться своей цели: в апреле 2018 года во время встречи с авторами проекта учащиеся гимназии отметили, что им очень нравятся классы. 

Автор: Интернет-журнал о дизайне и архитектуре Berlogos