Код «Учёный»: как стать светилом науки и к чему готовиться?

24.01.2024 377

Что предопределяет становление будущих светил науки? С какими сложностями они сталкиваются в начале своего пути? И какими качествами должен обладать учёный чтобы преодолеть трудности? Об этом и не только в нашем материале.

IMG_2841

Какой ещё вопрос может потягаться с извечными «Что делать?» и «Кто виноват?» за право занять многие умы так же крепко? По мнению профориентологов, это крайне важный для подрастающего поколения вопрос-вызов: «Кем быть?». Ведь именно он во многом определяет не только успешную профессиональную траекторию сегодняшних подростков, но и их удовлетворенность жизнью в будущем.

При этом важно, чтобы ребенок нашёл ответ на него сам. Именно поэтому в Международной гимназии Сколково для этого созданы все необходимые условия: начиная с первых дней обучения, наши студенты получают возможность попробовать и показать себя в самых разных направлениях. Одно из них — научно-исследовательская деятельность, возможность познакомиться с которой ребята получают и на уроках, и вне их. Так, в гимназии практически регулярно проходят встречи с интересными учеными в формате лекций, мастер-классов и даже круглых столов, на которых можно получить ответы на интересующие вопросы. Например, известный орнитолог, доцент кафедры зоологии и экологии Института биологии и химии МПГУ Алексей Мосалов, побывавший у нас в декабре во время Недели кафедры естественных наук, поговорил со студентами о месте и роли учёных в современном мире, о возможных трудностях, с которыми придется столкнуться тем, кто решит посвятить себя науке, и о многом другом. Зашла речь и о том, какими качествами должен обладать успешный учёный.

«Это, конечно, прежде всего усидчивость, трудолюбие, постановка четких целей, достижение этих целей и, собственно говоря, некая последовательность твоих действий. Также в науке очень важно проектирование своего собственного трека, своего собственного развития. И нужно четко понимать, что чем раньше это проектирование у тебя в голове сложится, тем успешнее ты в дальнейшем будешь это дело постигать. То есть, начиная с небольших школьных исследовательских работ, можно постепенно перевести их в более высокий ранг. Дальше выход уже, соответственно, на дипломные работы в институте, в магистратуре, в аспирантуре, ну и получение соответствующих степеней. Если это все в единую линию выстроить, то это будет вообще замечательно. Например, про себя могу сказать, что в мою кандидатскую диссертацию, правда, очень небольшим абзацем, вошло то, что я еще в школе делал. Ну и, наверное, некий фанатизм. Фанатизм в хорошем понимании этого слова, когда твое дело становится для тебя очень важным, неким смыслом жизни, — успех в науке он как раз вокруг этого всего и держится», — поделился с учениками гимназии своим видением Алексей Александрович.

Что касается индивидуального трека и проектной работы, здесь ходить за примером далеко не нужно. Ученик 7 C класса Юрий Мельников, ставший самым молодым резидентом Фонда «Сколково» со стартапом «Ем Полимер», работает над ним с 3 класса. Сегодня благодаря этому проекту Юра составляет серьезную конкуренцию куда более взрослым ученым на различных конкурсах: в ноябре прошлого года работа нашего студента оказалась в центре внимания на Конгрессе молодых ученых в Сочи, а буквально на днях Юра выиграл грант в размере 90 000 рублей на демо-дне Всероссийского чемпионата по технологическому предпринимательству «Технолидеры Москвы». Казавшаяся когда-то обычным детским увлечением разработка имеет довольно серьезный потенциал и привлекает не только именитые научные коллективы, уже сейчас готовые пригласить Юру в свои ряды, но и возможных инвесторов.

«Мне с детства было интересно всё, что бегает, прыгает, летает. Постоянно ловил каких-то жучков, паучков и пытался понять, чем мы с ними различаемся и что у нас общего.

В третьем классе мы совместно с моим научным руководителем Антоном Дмитриевичем начали изучать, как микропластик влияет на живые организмы. Тогда же из статей вычитали про такой интересный организм, как Galleria mellonella. Это восковая моль, которая способна перерабатывать микропластик.

Сначала мы ставили над ней эксперимент: смотрели, страшно прозвучит, вредит ей как-то пластик или нет, может ли она его поедать и что после этого остаётся.

Потом, когда мы уже поняли, что полиэтилен для моли практически безвреден, а сама она может довольно быстро его поедать и полностью перерабатывает, нам пришла идея использовать ее в переработке. Мы начали делать исследования по тому, как ускорить скорость поедания полиэтилена, и уже стали делать первые прототипы перерабатывающих ферм. Так родился проект «Ем Полимер», — делится историей своего успеха Юра.

IMG_20231219_162645

С обычного детского любопытства началось увлечением наукой и для автора проекта по созданию искусственных органов, студента 10IB класса Платона Мищенко:

«Сколько себя помню, родители всегда покупали мне различные познавательные книги и журналы. Диски с научно-популярными фильмами в нашем доме тоже всегда были в изобилии. И я смотрел их, пересматривал буквально до дыр. Родители заметили мой интерес и решили сводить меня на лекцию по анатомии. Во время нее лектор рассказал историю, которая меня очень тронула. Его родственнику срочно требовалась пересадка почки, но подходящих доноров не было, а средний срок ожидания составлял два-три года. Это очень удивило меня и заставило задуматься над этим вопросом. Согласно статистике Международного регистра донорства и трансплантации органов, количество живых доноров почек на 1 миллион населения в 2021 году составляет всего 18, в то время как, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире насчитывается более 5 миллионов человек, нуждающихся в пересадке почки из-за различных заболеваний, таких как хроническая почечная недостаточность, диабетическая нефропатия и гипертония. Однако не все из них имеют право на пересадку, поскольку это зависит от многих факторов, включая состояние здоровья, возраст и наличие доноров. Таким образом, можно сделать вывод, что не все нуждающиеся смогут получить необходимую помощь. Поэтому в рамках своего личного проекта я решил поставить перед собой учебную задачу — изучить химические материалы для создания искусственных органов, чтобы предложить альтернативу пересадке настоящих органов в искусственные», — вспоминает Платон.

фото из личного архива Платона Мищенко

С качествами успешного учёного и предпосылками к тому, чтобы им стать, разобрались. Но что же ещё необходимо сделать тем, кто задумался о научной карьере. Во-первых, по словам Алексея Мосалова, дать себе ответ на вопрос «Хочешь ли ты действительно заниматься исследованием, познанием мира как такового и есть ли у тебя к этому интерес?». При этом, неважно, какой наукой, главное, чтобы был интерес именно к исследовательской деятельности.

«Исследовательская деятельность — это в определенной степени создание новых смыслов. И если тебе интересно не потреблять уже готовые смыслы, а создавать новые, то это и есть та самая стартовая позиция, с которой начинается наука», — подчеркивает Алексей Александрович.

Слова именитого учёного подтверждают и вчерашние выпускники Международной гимназии Сколково, которые пусть и не выбрали карьеру ученых, но получили благодаря первым своим шагам на научном поприще прочный фундамент и, главное, желание не просто создавать новые смыслы, но эти самые смыслы направить на пользу человечества.

«Я уже третий год учусь в Georgia Institute of Technology на направлении Computer Science, изучаю искусственный интеллект, работу с базами данных. Последние два семестра участвую в небольшой исследовательской группе: мы исследуем, как можно использовать несоответствие оценок для большого числа работ для выявления нечестных оценок. Но начиналось всё ещё в гимназии с научно-исследовательского проекта по физике про изменение некоторой величины при использовании самодельного парашюта с грузом. Этот проект научил меня работать с информацией, анализировать, ставить гипотезы, приходить к каким-то выводам — той самой базе, которая здорово выручает сейчас в совершенно другом направлении», — отмечает выпускник 2021 года, а ныне студент Georgia Institute of Technology Арсений Цинзерлинг.

Что интересно, представители и старой научной школы, и новой уверены в том, что науке есть ещё, куда развиваться. Алексей Мосалов в этом вопросе опирается на прогноз лауреата Нобелевской премии по химии — академика Николая Семенова. Он в своё время пророчил расцвет биологии на рубеже XX–XXI веков и был в этом невероятно прозорлив. С единственной поправкой — прорывными сегодня являются направления на стыке различных областей биологии. К примеру, так называемая Evo-Devo — эволюционная биология развития, по сути, даёт нам возможность найти ответы на такие вопросы, как, например, почему в организме развивается именно этот признак, а не какой-либо другой. Также в контексте перспективных стоит назвать направление, которое развивается уже многие годы и сейчас достигло определенного уровня. Это молекулярная филогенетика, благодаря которой стало возможным проследить, кто от кого произошел, причем не на уровне морфологических признаков, а на уровне неких биологических кодов. Таким образом, мы можем проследить настоящие связи между различными видами, между различными направлениями, эволюционными стволами, что в свою очередь дает новые возможности понимания, как вообще органический мир, тем более мир живых организмов, на нашей планете развивался. И это только в биологии.

А сколько таких направлений «на стыке» в других науках! И каждое открывает перед начинающими учеными огромные возможности. Необходимо лишь их разглядеть, и сделать это можно уже за школьной скамьей.