Hard skills vs Soft skills и почему это важно

20.10.2020 206

Пожалуй, сегодня трудно найти человека, который хотя бы краем уха не слышал о понятиях hard и soft skills. И мы в образовательной среде давно ведем дискуссии об их содержании и значимости. И тема эта одинаково важна как для взрослых, так и для подростков. 

На всякий случай уточним терминологию. Hard skills — это профессиональные навыки, которые формируются в процессе учебы или работы и могут быть измерены. Например, владение программами или языками. 

Soft skills, по-другому, «мягкие» или «гибкие» навыки, — это компетенции, которые в большей степени связаны с личными качествами. В отличие от hard skills, для освоения soft skills не существует инструкций и измерить их сложнее. Но, как показывает практика, в некоторых случаях именно эти навыки выходят на первый план, когда речь идет о конкурентных преимуществах для достижения карьерных целей.

В подтверждение этого некоторое время назад журнал Forbes опубликовал материал со ссылкой на исследование сети Linkedin «2020 Workplace Learning Report», в котором обсуждались актуальные профессиональные скилы. В Top—5 Soft Skills вышли такие компетенции, как креативность — способность генерировать идеи и решения, умение убеждать, умение сотрудничать, умение адаптироваться и эмоциональный интеллект — умение распознавать эмоции и намерения других людей и координировать их со своими собственными. 

Именно тема актуальности и значимости мягких навыков стала предметом обсуждения во время сессии «Soft skills & Hard skills: за какими навыками будущее и как избежать перекосов?» директора Гимназии Сколково Оксаны Демьяненко, которая прошла во время второго тематического трека «Образование и возможности» на конференции «Дети.РФ».

В дискуссии, кроме Оксаны Юрьевны, модератора встречи — генерального директора издательского дома «Аргументы и факты» Руслана Новикова и виртуальных зрителей, приняли участие выпускники гимназии — сейчас студенты разных вузов. Максим Бобков изучает экономику и бизнес-менеджмент в University of Amsterdam, Александр Романов — космические технологии в The Hong Kong University of Science and Technology, а Даниил Ефимов — алгоритмы наукоемкого программного обеспечения в Национальном Исследовательском Технологическом Университете (НИТУ) «МИСиС». 

«Гибким навыкам нужно учить детей начиная со школьной скамьи наряду с безусловно необходимым знаниевым компонентом», — утверждает Оксана Юрьевна Демьяненко.

Такой подход в школьном образовании выражается через проектную и исследовательскую деятельность, обязательную работу в группах и формирование привычки взаимопомощи.

По мнению Максима Бобкова, еще одним пригодившимся ему «во взрослой студенческой жизни» навыком стал полученный в школе опыт критического мышления. Как говорит Максим, «навыки у технарей и гуманитариев могут варьироваться, а вот умение объективно оценивать ситуацию и принимать стратегически верное решение очень полезно». Даниил Ефимов, как представитель технического направления в высшем образовании, говорит о важности креативного мышления даже в наукоемких сферах деятельности.

«Выучить какой-то предмет в технических науках не так сложно, достаточно взять книгу или методичку. А вот найти своим знаниям применение на практике, придумать новый продукт и обосновать, зачем это нужно людям, — вот для этого как раз важна креативность», — утверждает Даниил.

Завершая комментарии к теме сессии, Александр Романов озвучил свое мнение о том, как должны соотноситься между собой компетенции будущего успешного профессионала в любой сфере деятельности.

«Идеальным балансом станет соотношение 50 на 50 между Hard и Soft Skills, потому что именно на стыке компетенций развиваются узконаправленные специальности», — говорит Александр.

Изучая серьезные технические предметы, связанные с наукоемкой космической отраслью, он планирует связать дальнейшую деятельность с инженерным предпринимательством. И в достижении целей, считает Александр, ему помогут навыки грамотной презентации продукта, а также самопрезентации, командной работы и креативного мышления. 

При разговоре о развитии в детях компетенций будущего всегда важно понимать, какими силами можно достичь лучшего результата. И здесь наибольшую значимость приобретает образовательная среда и сообщество, в котором растут и развиваются дети. Сделать такую среду не только комфортной, но и пробуждающей в детях тягу к познанию можно только общими усилиями учеников, педагогов и родителей.

«Все должны быть включены и работать на общую цель», — делится своим мнением Оксана Юрьевна. Для лучшего взаимопонимания и «сверки ориентиров» нужно постоянно находиться в контакте с родителями — встречаться, разговаривать, обсуждать образовательные цели и совместными усилиями выбирать эффективные средства. Только такая стратегия даст ощутимые позитивные результаты в будущем и позволит нашим детям найти себя и «стать лучше, чем мы».