Что в гимназии делают дети после уроков?

17.10.2023 942

Нас часто спрашивают, чем занимаются дети после окончания основных уроков. Гимназия Сколково — школа полного дня. Возможностей и сценариев для проведения внеурочного времени у студентов очень много.

Галина Шестакова — координатор Service as Action, тьютор в программах MYP и DP, наставник 6A класса — рассказывает о таких возможностях. 

IMG_2472

Учебный процесс в гимназии выстраивается вокруг учебного плана. Он включает в себя основные уроки и внеурочную деятельность, которую выбирают ребята в начале учебного года. Платные программы дополнительного образования мы также стараемся включать в расписание ребенка. Таким образом у каждого ребёнка формируется индивидуальный образовательный маршрут.

У некоторых студентов есть и внешнее обучение в других образовательных организациях, обучение в которых может проходить очно или онлайн. В таких случаях ребята либо остаются в гимназии не на полный день, либо получают знания, находясь в стенах гимназии: библиотеке или коворкинге.

О контроле

В гимназии существует определенная демократия, но при этом точки контроля тоже есть. Мы, взрослые, умеем организовывать свое время, понимаем, что у нас есть свои дела и задачи. Детей мы должны этому тоже обучить. Это совместная работа и педагогов, и родителей, и, естественно, самого ребенка, который должен расти в своей самоорганизации.  

Особое внимание мы уделяем начальной школе. В начальном звене есть ассистент учителя, который помогает ребятам организовать свое время: где-то напомнить, где-то подсказать, что пора идти на занятие или домой, где-то спросить, не забыл ли ребенок что-то сделать. 

У ребят есть собственные пространства — их кабинеты, — где ассистенту удобнее управлять процессами и формировать привычки. Когда ассистент понимает, что студент уже усвоил темп и график работы и сам помнит, что ему пора идти на футбол, потом на рисование, и когда ему можно не напоминать об этих моментах, можно сделать вывод, что самоорганизация у ребенка подросла. Другой студент, наоборот, может быть еще не готов, ему требуются напоминания, и ему нужна помощь в закреплении его расписания.

При переходе из начального в среднее звено самоорганизация у ребят немного ломается, потому что появляются новые пространства, увлечения, новые педагоги. Мы часто слышим от ребят размышления: «Вообще я уже другой, я тут взрослый», и конечно, тот уровень самоорганизации, который был у ребенка в начальной школе, может упасть. Поэтому при переходе в пятый класс контроль поддерживается, но уже наставником класса. 

И здесь нам очень важна обратная связь от родителей. Бывали ситуации, когда родитель говорил мне: «Слушайте, вот я чувствую, что дочь забывает про расписание». Тогда мы садились вместе с ребёнком, забивали ей в телефон календарь занятий, чтобы ей звонил будильник, что пора идти на урок.

Контролирует ли наставник выполнение домашних заданий?

На первоначальном этапе задача наставника/ассистента помимо прочих — находить «окошки» со свободным временем в расписании ребёнка и давать ему эту информацию. Например, сейчас ты можешь предложить ребенку заняться уроками, чтобы он в пятницу был свободен и отдохнул, или предложить равномерно распределить его нагрузку и делать все задания каждый день по чуть-чуть, если такая возможность есть. Каждый при этом выбирает свой темп. 

Я со своими студентами в начале года всегда обсуждаю их нагрузку, планы, результаты и способы их достижения. Некоторые рассказывают: «Я в школе сажусь, как уроки закончились, я делаю все задания сразу». Кто-то говорит: «Нет, я сначала отдыхаю, а домой прихожу и делаю. Мне так удобнее».

DSC04078

Но в среднем звене важно учитывать не только желания детей, но и договоренности с родителями. То есть, если у ребенка с родителями решено, что домой студент приходит без уроков и если он все делает в школе, все учебники хранятся в школе, то это одно. Если этой договоренности не было, то и спрашивать с ребёнка сложно. Поэтому здесь нужно сказать наставнику: «Вот я замечаю как родитель, что он не успевает, что сидим с самостоятельной работой дома, и я так не хочу. Давайте встречаться, обсуждать». Нам очень важно понять запрос родителя, чтобы соотнести это с уровнем самоорганизации ребёнка и помочь сторонам услышать друг друга и достичь желаемого.

Внеурочные активности в гимназии

Помимо уроков и выполнения заданий у нас есть широкий спектр возможностей для внеакадемической и внеурочной деятельности в рамках различных студенческих сообществ: экосовет, волонтёрство, Студенческий совет. Такие сообщества — это один из элементов управления гимназией. В сообществах состоят те небезразличные и активные ребята, к которым можно обращаться в любое время и через которых можно предлагать и реализовывать свои инициативы. Сообщества формируются ежегодно. 

Например, студсовет — это средняя и старшая школа (5—11 классы). С прошлого года по запросу начальной школы мы запустили малый студсовет в 4 классах, который при поддержке старших тоже проводит собственные мероприятия для гимназии и других ребят.

DSC02067

Поэтому призываем всех ребят предлагать свои идеи. Это ведь такой классный опыт, когда ты делаешь что-то свое, вдохновляешь других, организуешь, управляешь процессами и не потому, что тебя попросили.

Не стоит забывать, что школа — это не только учеба, это маленькая жизнь. И всё то, что возможно во взрослой жизни, ребята здесь также испытывают, в том числе, чтобы понять, что тебе нравится, а что нет. И даже здесь мы много уделяем времени рефлексии. Например, после того как мероприятие прошло, мы садимся и обсуждаем, что прошло хорошо, с кем нужно наладить коммуникации, что из полученного опыта будет полезным в будущем. И когда студенты через себя все это пропускают, с каждым разом уровень всех процессов взаимодействия и самоуправления улучшается. Это очень круто.